Форум любителей симуляторов.

Добро Пожаловать На Фороум

Форум посвященный любителям игры Virtual Bus


    Городской автобусный транспорт г. Красноярска

    Поделиться
    avatar
    Андрей (GlobetrotterXL)


    Сообщения : 1369
    Дата регистрации : 2011-06-09
    Возраст : 26
    Откуда : Россия, Красноярский край, г. Красноярск
    За вклад в работу форума.

    Городской автобусный транспорт г. Красноярска

    Сообщение автор Андрей (GlobetrotterXL) в 08.02.13 12:39

    Городской автобусный транспорт г. Красноярска


    Экскурс в историю


    Извозчики работали в Красноярске до 1940-х годов.

    Хуже красноярских извозчиков трудно себе представить, бестолковее установленной здесь таксы для них невозможно придумать. Экипажи допотопные и представляют собой, видимо, наследие «времен Очакова и покоренья Крыма.

    Зимой городские извозчики одевались в меховые шапки, теплые пимы и длинные, до пят, тулупы из овчины. Пассажирам предлагались меховые пологи, чтобы укрыть ноги.

    В 1910 году проезд от Старобазарной площади до станции железной дороги стоил 50 копеек. За езду в течение одного часа — 60 копеек.

    Ввести автобусное сообщение в Красноярске планировалось с 1927 года.

    В Красноярске будет функционировать четыре автобуса вместимостью по 16 мест каждый. Остановки предполагается делать на Старобазарной площади, Красноярском пер., площади Революции и на вокзале.»

    Из-за отсутствия техники ввод нового вида транспорта задержался на несколько лет. 1 августа 1934 года в городе началось автобусное движение. Автобусы ходили по маршруту: Ж/д вокзал — Площадь Просвещения. Два автобуса ходили по Большой улице (в будущем проспект Сталина). Вся линия была разбита на 10 остановок. Стоимость проезда составляла 10 копеек за остановку. Каждый автобус был рассчитан на 15 пассажиров.

    В соответствии с постановлением Крайисполкома 31 августа 1939 года (протокол № 58) «Об организации Краевого управления автомобильного транспорта системы Народного Комиссариата автомобильного транспорта РСФСР» 5 сентября 1939 года было организовано Краевое управление автомобильного транспорта.

    20 сентября 1939 года в составе управления было организовано шесть хозрасчётных межрайонных контор автомобильного транспорта, в числе которых была и Красноярская, размещавшаяся по адресу проспект Сталина, 14 (ныне пр. Мира). К началу 1940 года Красноярская межрайонная контора автотранспорта имела автомобильный парк, состоящий из восьми автобусов марки ГАЗ-03-30 и 46 грузовых автомобилей (ЗИС-5, ЗИС-21, ГАЗ-АА, ГАЗ-42) и обеспечивала перевозку пассажиров по трём автобусным маршрутам:


    1. — «Старый базар — Железнодорожный вокзал»;
    2. — «ул. Сурикова — Кирпичный завод»;
    3. — «Железнодорожный вокзал — Мелькомбинат».

    16 января 1941 года город получил шесть новых автобусов (ЗИС-8, ЗИС-16) и были открыты новые маршруты: ул. Сурикова — Военный городок; ул. Сурикова — завод Красмаш - 2-ой участок — Бумстрой; междугородный маршрут: «Красноярск — Большая Мурта».

    Дальнейшее развитие автобусного движения происходило уже после войны. В январе 1946 года получили четыре автобуса марки «ЗИС-8», в 1947 году было переоборудовано четыре грузовых автомобиля марки «Опель» для перевозки пассажиров и три новых автобуса получено в июле 1948 года, что позволило открыть маршрут по Правобережью: от Большого понтонного моста до Авиадома с остановками: Посёлок 1 августа - Завод Побежимова — Судоремзавод - Школа № 46.

    В 1952-1954 годах автобусы устаревших марок были сняты с инвентаря, в предприятие стали поступать автобусы новых марок ЗИС-154 и ЗИС-155.

    Началось ускоренное развитие пассажирского автотранспорта в городе Красноярске. В конце 80-х годов в городе уже было:

    Производственное пассажирское автотранспортное объединение № 1;
    Производственное объединение пассажирского транспорта № 2;
    Производственное объединение пассажирского транспорта № 3;
    Производственное объединение пассажирского транспорта № 4;
    Производственное объединение пассажирского транспорта № 5;
    Производственное объединение пассажирского транспорта № 6;
    Производственное объединение пассажирского транспорта № 7.

    Предприятия пассажирского транспорта, как и весь автомобильный транспорт Красноярского края находились в ведении Красноярского территориального производственного объединения автомобильного транспорта ТПО «Красноярскавтотранс». Контроль за работой пассажирского транспорта осуществлялся через Центральную диспетчерскую службу города.

    "Лихие 90-ые"


    Городской муниципальный автобусный транспорт города в условиях "лихих 90-ых"

    В 90-ые годы XX века муниципальные автобусные предприятия города назывались уже МПАТПами (Муниципальное Пассажирское Авто Транспортное Предприятие). Многие МПАТПы лишились преждних объёмов финансирования и впали в убытки. Причинами этих убытков можно считать огромное количество перевозимых в то время льготников, большие затраты на содержание и обслуживание подвижного состава (а подвижной состав был не многообразен: ЛиАЗ-677, Ikarus-260 и Ikarus-280). В результате к 2001 году на плаву остались лишь три муниципальных автобусных предприятия:
    МПАТП №2
    МПАТП №5
    МПАТП №7
    Со серидины нулевых перестало работать и МПАТП №5, тогда его объединили с МПАТП№2. За всё это лихое время были конечно единичные поставки нового ПС в муниципальные парки города, но это пополнение буквально растворялось в мутно-жёлтой массе потрёпанных Ikarus'ов и в разноцветной массе "луноходов" или как по науке ЛиАЗов 677-ой модели.



    Становление городских коммерческих перевозчиков в условиях "лихих 90-ых"

    Вся печальная ситуация с муниципальным транспортом в 90-ых грозила городу транспортным коллапсом, но ситуацию спасли коммерческие перевозчики, которые стали в те годы появляться как грибы после дождя. Подвижной состав был очень разношёрстным: капотные КАвЗы, различные ПАЗики моделей 672/3205, "Таджикистаны-3205", "Кубани", встречались и различные "перепилы" грузопассажирских версий этих автобусов, в общем какого добра в те годы только не было.


    Впоследствии стали формироваться перевозчики, а не мелкие частники. В середине 90-ых уже появились перевозчики с автобусами большой вместимости. Они работали на знаковых и популярных по сей день маршрутах: 2,21,23а (сейчас просто 23), 43а (сейчас просто 43), 50,74,91,93 (сейчас 53). Подвижной состав коммерческих автобусов большой вместимости был разнообразен: различные модели и модификации немецких "кругликов" MANы SL200, SU 240, Mercedes'ы O305, O307, было много-много разных и разнообразных скандинавских автобусов на шасси Volvo и Scania.
    Эти автобусы были очень удобными и непривычными для наших горожан. Ведь они на голову превосходили имеющиеся у "муниципалов" тогда медленные ЛиАЗы 677, холодные, дребезжащие и вонючие Ikarus'ы моделей 260 и 280. Превосходили эти автобусы и имеющиеся у частников толпы тесных ПАЗообразных автобусов. Это был такой этап в истории автобусного транспорта Красноярска.

    Так-же приходившие тогда MANы/Mercedes'ы принесли такой уже привычный для Красноярского коммерческого автобуса атрибут - рацию. Сейчас уже наверное каждый третий коммерческий автобус оснащён рацией (водители ставят для удобства в работе), а тогда всё это было в диковинку, рации боли только на MAN'ах.

    "Крутые нулевые" и настоящее время.


    Городской муниципальный автобусный транспорт города в условиях нулевых.

    Муниципальные парки города в начале нулевых чувствовали себя не очень хорошо. Были огромные убытки и долги, новой техники поступало мало. В начале 90-ых поступали в малых количесвах автобусы ЛиАЗ 5256.00 и ЛАЗ-5252, в 1996-ом пришло десять автобусов Mercedes Benz O325 (кстати некоторые из них до сих пор в строю), в 1998-ом два автобуса Mercedes Benz O345 (дособранных на СибТрале, но это уже совсем другая история), по некоторым данным около 50-и машин поступило в период 1999-2002 годов - это были автобусы МАРЗ-42191/5266, собираные здесь, в Красноярске (про сборку так-же расскажу, но в другой раз), но МАРЗы эти были, к сожалению низкого качества, потому долго не проездили, в 2003-ем поступило семь автобусов МАРЗ-42191, уже оригинальной, Мичуринской сборки (списанны в прошлом году), в 2005/2006 годах пришло пять китайских автобусов Mudan MD6106 (живы до сих пор) и четыре автобуса ЛиАЗ 5256.45 (так-же до сих пор в строю). В начале и вплоть до середины нулевых несколько раз парки были на грани закрытия, но волею судеб и волею администрации города парки остались в живых.



    КАТК. Или "образцово-показательный" перевозчик Красноярска.


    В 2006-ом году образовалась фирма ООО "КАТК", это было совместное, муниципально-частное предприятие. За 2006-2007 год было приобретенно около сотни городских автобусов ЛиАЗ-5256.45. Планировалось что это предприятие займёт огромною долю на рынке городских перевозок города - аж 50% рынка, но этим грандиозным планам не сужденно было сбыться. В 2008-ом году получив убытки администрация вышла из состава соучредителей, предприятие вместе с долгами, автобусами и маршрутами стало частью другого крупнейшего перевозчика города "Крас-Буса", этот перевозчик на тот момент владел в городе 11-ю маршрутами города, к настоящему моменту осталось лишь пять, два из которых менее половины.

    Возрождение и подъём муниципального транспорта г. Красноясрка в настоящее время

    В 2006-ом году в городе осталось лишь два муниципальных автобусных парка:
    МПАТП №2
    МПАТП №7
    Чуть позднее они были преобразованны в:
    МП г. Красноярска КПАТП №2
    МП г. Красноярска КПАТП №7
    В 2007-ом году было начало масштабное возрождение муниципального транспорта не на словах, а на деле.
    В этом году для МП КПАТП №2 было приобретенно около сотни полунизкопольных автобусов ЛиАЗ-5293.00, которые до сих пор в строю и ежедневно выполняют свою работу по перевозке пассажиров.
    Одновременно с этим для МП КПАТП №7 было приобретенно аналогичное количество автобусов МАЗ-103.075, чуть позже ещё полсотни атвобусов "Волжанин 5270.06 "СитиРитм-12".
    В конце 2008 был возрожден закрытый в середине нулевых пятый парк, кторый стал называться МП г. Красноярска КПАТП №5, туда было закупленно сначала 75 автобусов МАЗ-103.076/.476, уже в начале 2009-ого года автобусы вышли на маршруты города. В середине 2009-ого город получил от администрации края ещё 18 автобусв (15 ЛиАЗ-5256.26 и три ЛиАЗ 5293.00), эти автобусы так-же отправленны в КПАТП №5.

    В конце 2011 года в город пришло ещё 75 автобусов МАЗ-103.476, которые почти в равных пропорциях были распределенны между тремя автобусными парками города.
    В период с 2007-ого года и по настоящее время муниципальные парки вернули себе не мало маршрутов, которых они лишились в 90-ых и в начале 2000-ых годах.

    Коммерческий транспорт города в условиях нулевых.

    Коммерческий транспорт города в начале нулевых развивался семимильными шагами, покупались новые автобусы, разрабатывались и прикатывались новые маршруты. Структура подвижного состава в начале нулевых не претерпевала особых изменений. Лишь со середины нулевых в структуре начали происходить изменения, у частных перевозчиков уменьшалась доля автобусов ПАЗ, увеличивалась доля автобусов большой вместимости, стали появляться не только подержаные автобусы из Европы, но и из Южной Корее (Daewoo, Hyundai), стали появляться новые автобусы из Китая (Mudan, Zonda, Higer), так-же поя\вились и автобусы производства СНГ (ЛиАЗ, МАЗ, НефАЗ).

    Ужесточение контроля в сфере транспорта. Или хороший автобус - большой автобус.

    В первой половине 2000-ых ужесточился контроль над коммерческим транспортом города. В самом начале 2000-ых запретили маршрутную эксплуатацию капотным автобуса КАвЗ, автобусы "Кубань" и "Таджикистан-3205" ушли в небытиё сами собой, позже по старости были запрещенны автобусы ПАЗ-672, ещё через пару лет с улиц города ушли однодверные автобусы ПАЗ-3205 и 32053, буквально через год появился негласный запрет на покупку автобусов малой вместимости для маршрутной работы в городе (в 2007-ом пришли последние ПАЗ-32054), но уже имеющиеся автобус ПАЗ-3205 резко выводить с маршрутов не стали, до сих пор идёт их поэтапная замена на автобусы большей вместимости: на каких-то маршрутах на автобусы средней, а на каких-то маршрутах на автобусы большой вместимости.

    В 2005-году на рынке пассажирских перевозок появился новый, самый крупный частный перевозчик на этом рынке - "Крас-Бус", подвижной состав которого на 100% состоял из автобусов большой вместимости ЛиАЗ-5256.25/.26, всего за 2005-2006 год их количество оказалось больше 150-и единиц, чуть позже в структуру подвижного состава (после распада КАТК) добавилось большое количество автобусов ЛиАЗ-5256.45. На тот момент "Крас-Бус" владел огромной маршрутной сетью, состоящей из 11-и маршрутов. На настоящий момент этих маршрутов осталось всего пять. Огромным сюрпризом стало появление у этого перевозчика в 2012 году новых автобусов MAN A78 Lion's City, будет очень хорошо, если этих замечательных автобусов станет больше.

    Перевозчики, которые работали на стареньких Европейских автобусах с 90-ых годов не изменили своим принципам и продолжают работать на этих автобусах. Правда доля "скандинавов" заметно упало (сейчас их уже очень трудно всстретить на улицах города). Но зато разнообразие немцев радует. В 2001-ом году в городе появились первые "квадраты" - MAN SL202 (на 23-ем), Mercedes O407 (на 23-ем) и Mercedes O405 (на 91-ом), впоследствии этих "квадратов" становилось больше и больше, чуть позже появились низкопольные "квадраты": MAN NL202 и Mercedes O405N, чуть больше года нащзад в городе появился первый автобус Mercedes O405N2, не прошло и года и этих автобусов стало уже больше десятка. Всё идёт к тому, что в скором времени мы увидим уже новое поколение "немцев", которые уже представленны в других городах: Пермь, Владимир, Барнаул - это автобусы MAN NL263 и Mercedes O530 Citaro, радует и тот факт, что перевозчиков работающих на "немцах" становится больше, кто-то сразу начинает с этих автобусов, кто-то переходит на них, разочаровавшись в эксплуатируемых ими автобусах других марок и моделей.
    Появились и перевозчики, которые использую подержаных "корейцев", это прежде всего Hyundai AeroCity540 и Daewoo BS106i. Эти автобусы надёжные, но холодные и не удобные, к счастью их доля начала снижаться, кто-то меняет их на "европейцев", кто-то на автобусы производства СНГ, кто-то уходит с рынка вовсе... Таковы сегодняшние реалии.
    Некоторые перевозчики используют новые Китайские автобусы. Первые "китайцы" в городе появились в 2003 году, это были автобусы Zonda YCK6105HC, эти автобусы работали на 53-ем, 80-ом и частично на 5-ом маршруте нашего славного города. Сейчас этих автобусов уже практически не осталось (на ходу не более пяти автобусов, а может и меньше): перевозчик, работающий на 53-ем маршруте ушёл работать на межгород, перевозчик, работающий на 80-ом и 5-ом маршруте активно меняют эти автобусы на своременные автобусы НефАЗ, что не может не радовать.
    Вторым пришествием "китайцев" можно назвать 2008-ой год, тогда на смену ПАЗикам на 90-ый маршрут пришли красные автобусы Higer KLQ6118GS, то что они пришли на смену ПАЗикам - это безусловно благо, но на сегодняшний день эти автобусы похоже уже вырабатывают свой ресурс. Автобусы ещё в строю, закрывают полностью маршрут, но всё чаще и чаще на улицах города можно встретить сломанный красный автобус, мигающий "аварийкой". Будем надеяться что и их скоро заменят на другие автобусы, например на МАЗы 103-ей модели.
    Есть и перевозчики, которые используют новые автобусы производства СНГ: ЛиАЗ, НефАЗ, МАЗ, МАРЗ. Только уже упомянутый "Крас-Бус" начинал работу с ЛиАЗов. Остальный перевозчики меняли свой подвижной состав на эти автобусы.
    Маршрут №1: Автобусами МАРЗ-42191 были заменены автобусы ПАЗ-3205/4234
    Маршрут №3: Автобусами МАЗ-103 и ЛиАЗ-5256 были заменены автобусы ПАЗ32054/4234
    Маршрут №5: Автобусами марки НефАЗ-5299 заменялись как автобусы ПАЗ-3205, так и автобусы Zonda.
    Маршрут №50: Автобусами ЛиАЗ-5256 были замененны автобусы ПАЗ-3205/4234
    Маршрут №51: Автобусами НефАЗ-5299 были замененны автобусы ПАЗ-3205/4234
    Маршрут №79: Автобусами ЛиАЗ-5256 были замененны как автобусы ПАЗ-3205, так и устаревшие на тот момент скандинавские автобусы конца 80-ых, начала 90-ых годов выпуска.
    Маршрут №80: Автобусами марки НефАЗ-5299 заменялись как автобусы ПАЗ-3205, так и автобусы Zonda.
    Маршрут №81: Автобусами НефАЗ-5299 заменялись автобусы ПАЗ-3205
    Маршрут №82: Автобусами НефАЗ-5299 заменялись автобусы ПАЗ-3205
    Маршрут №83: Автобусами НефАЗ-5299 и ЛиАЗ 5256 заменялись автобусы ПАЗ-3205 и продолжается замена атвобусов ПАЗ-4234 на НефАЗы и ЛиАЗы.
    Маршрут №85: Автобусами МАЗ-103 заменялись автобусы ПАЗ-4234 и Hyundai AeroCity540
    Маршрут №89: Автобусами ЛиАЗ-5256 заменялись автобусы ПАЗ-3205/4234, в настоящий момент уже автобусы Лиаз-5256 заменяются автобусами МАЗ-103.
    Но на этом замены не закончились, некоторые перевозчики продолжают менять тесные автобусы малой вместимости на более удобные и вместительные.

    МАЗ-103, как часть городского пейзажа г. Красноярска.

    Автобусов МАЗ-103 в городе сейчас так много, что эта модель заслуживает отдельного о себе упоминания.

    Всё началось ещё в 2001-ом, когда на испытания в "Автоколонну 1967" пришло три атвобуса МАЗ-103. Эти тёмно-синие низкопольные автобусы с тонированными окнами были самыми солидными на тот момент в городе. Но, в 2001-ом испытания и закончились и автобусы уехали к себе на родину, перевозчик решил обновлять парк более дешёвыми старыми автобусами Hyundai AeroCity540 из Кореи. На целых пять лет про автобусы МАЗ в городе забыли...

    Но в 2006-ом году в городе открывается фан-парк "Бобровый Лог", по этому случаю открывается новый муниципальный маршрут №37: ЖД Вокзал - фан-парк "Бобровый Лог", по этому случаю и только для этого маршрута ГМК "НГорильский Никель" приподнёс городу подаров в виде пяти автобусов МАЗ-103.075. Автобусы ушли в седьмой парк, где этими автобусами остались довольны. Это событие можно считать началом пришествия автобуом МАЗ в город!

    Ведь годом позже, в 2007-ом для МП г. Красноярска КПАТП №7 было закупленно большое количество этих автобусов. В том-же году в парке списали все оставшиеся автобусы МАРЗ сборки АО "Красноярский Автобус", были списанны все устаревшие автобусы ЛиАЗ-677, были списанны все автобусы Ikarus-280 и почти все Ikarus'ы-260 (малое количество этих повозок продолжало работу на дачных маршрутах вплоть до 2011 года, пока окончательно не развалились). В том-же 2007-ом году коммерческие перевозчики ООО "Автобаза "Турист" и ООО "АТП "ТНГ-Авто" купили большое количество этих замечательных автобусов для замены подвижного состава на маршруте №85, в том-же году один из индивидуальных предпринимателей города купил пять таких-же автобусов для 91-ого маршрута (первые жёлтые мАЗы в городе).
    В 2008-ом году город для нужд вновь открытого МП г. Красноярска КПАТП №5 приобрёл почти сто автобусов МАЗ-103.076/.476. Были и мелкие покупки таких автобусов частными перевозчиками города.
    В конце 2011-ого город вновь приобретает автобусы МАЗ-103.476 для муниципальных предприятий города, в том-же году группа компаний "Автобаза "Турист" приобретает большую партию автобусов МАЗ-103.476 и меняет подвижной состав на 3-ем маршруте. Кроме того предприниматель, осуществляющий свою деятельность на 89-ом маршруте начал менять автобусы ЛиАЗ-5256.45 на автобусы марки МАЗ-103. Сначала это были два б/у автробуса из Самары МАЗ-103.075, потом два новых автобуса МАЗ-103.476 (один из них с ЭМУ - единственный в городе МАЗ с ЭМУ), потом первый в городе МАЗ-103.465 (с ДВС Mercedes OM906), в конце 2012-ого пришло ещё два МАЗа-103.465, в самом начале 2013 ещё один 103.465 (а может уже и 469). Таким образом на сегодняшний день автобусов МАЗ-103 в городе насчитывается около трёхсотпятидесяти, а это добрая треть всех городских автобусов в городе.

    Оценка развития городского автобусного транспорта Красноярска в нулевые.

    Оценка нулевых годов XXI века для городского автобусного транспорта г. Красноярска однозначно только положительная. Конечно были и отрицательные моменты, например транспортная реформа 2008 года, но о ней я решил в своём рассказе умолчать (по ней, кому интересно много информации в различных СМИ). Но в целом ситуация положительная, это развитие как муниципального, так и коммерческого транспорта города.

    Информация взята из "Википедии", других открытых интернет источников и по собственным воспоминаниям.
    Фото использованные в статье взяты с открытых интернет-источников, так-же использованны фото Алексея Бушуева (Alex-717), ну и мои (как-же я про себя забуду Very Happy )


    _________________
    <br>

      Текущее время 25.06.18 10:53